Артём Жилин (dr_frankenstein) wrote,
Артём Жилин
dr_frankenstein

Categories:

О бесстрашии и боли.

То, что со мной происходит последние три недели - всё это невероятно откликается в каждой строчке того, что я сейчас процитирую. Цитата большая, аж пальцы устали, но она стоит того, вот честно... Всё выделенное жирным - моё личное предпочтение, в оригинальном тексте этого нет.

В этой записи я развёрнуто процитирую только 4-й (последний) принцип из четырёх, на которых строятся отношения, но сначала перечислю их все:

1. То, что мы не знаем о себе, будет проецироваться на Другого.
2. Мы проецируем на Другого свои детские травмы и потребность в индивидуации.
3. Проекция вызывает отвержение и актуализирует проблему власти.
4. Единственный способ исцелить пошатнувшиеся отношения - взять на себя ответственность за свою индивидуацию.

   "Какое разочарование и как неромантично - если Другой существует на этой земле совсем не ради меня, не ради заботы обо мне и не для того, чтобы защитить меня от моей жизни! Какое глубокое разочарование - оно имеет такое же великое значение, как и утрата связи с раем, которую мы называем рождением, или наше первое лёгкое содрогание при ощущении истинности своей смертности. Да, оказывается, мы смертны. И в одиночестве идём по дороге к смерти.
   И всё же мы не совсем одиноки. На этом пути много других людей, похожих на нас. Мы можем ободрять друг друга, сочувствовать друг другу и даже в чём-то друг другу помогать, но мы не можем прожить жизнь за другого человека - точно так же, как он не может умереть за нас. Но если он не может умереть нашей смертью, то почему мы должны жить его жизнью? Разве смысл пребывания здесь не заключается в том, чтобы стать такими, какими нас хотели сделать боги или природа?
   Для индивидуации требуется больше напряжения и энергии, чем для нарциссических грёз о возвращении в Эдем. Иногда она требует смирения, иногда вызывает ужас, но всегда создаёт возможности углубления сознания. Стать самим собой - это не работа Эго, хотя Эго может поддержать или застопорить этот процесс. Эго также может быть отброшено в сторону сокрущающей силой, когда инстинкт индивидуации уже невозможно отрицать, как многим из нас уже известно. Хотя всё это остаётся великим таинством, мы покинули рай и оказались здесь, на пути к зрелости. Если мы полностью осознаем таинство, оно потеряет смысл и станет лишь воплощением планов Эго. Вместе с тем, как мы уже знаем, Эго является хрупким, напуганным, зависимым и тоскующим по Другому. Принятие странствия - это принятие человеком своего страха и его отказ от своих основных фантазий.
   Отказ от ожидания спасения Другим - одна из самых главных проблем в нашей жизни, поэтому основной аспект долговременной терапии - постепенное принятие человеком ответственности за себя. На этот счёт существует очень красноречивое и убедительное высказывание Фреда Хана:

Цель терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту выйти за рамки рациональных объяснений и других способов сопротивления на уровень, позволяющий ему самостоятельно двигаться по неизвестной территории, чтобы искать и, страдая и мучаясь, в конце концов полностью осознать своё состояние и открыть, что он может выжить, что жизнь на самом деле может быть абсурдной и изменчивой, что человек не является всемогущим, что в отсутствие волшебства в качестве последней защиты иногда появляется такая боль, которую невозможно описать словами. И чтобы, испытав страдания и скорбь не только по потерянным объектам своих фантазий, но и по самим фантазиям и иллюзиям, научиться жить почти без иллюзий.  Чтобы узнать, что Время является и другом, и врагом одновременно. Чтобы признать, что счастье - это не состояние, а эфемерное и ценное ощущение; что если человек живёт без иллюзий, он должен придавать смысл своей жизни; что надежда должна сменить ожидания и требования; что активность должна сменить пассивность; что реалистичная надежда должна быть направлена на развитие и рост личности (и это означает более глубокое ощущение человеком и радости, и грусти), что ворота в райский сад для него закрыты навсегда и охраняются ангелами с острыми мечами, что его мать умерла навеки, навеки, навеки.
 
Вот в общем-то и всё. "Мать", о которой пишет Хан в последнем предложении, - это энергетически заряженный материнский комплекс, существующий у нас внутри и заставляющий нас искать безопасности, поддержки и прибежища. Состояние пребывания в Райском Саду, предсознательное слияние с Другим, теряет свою надёжность и становится зыбким. Сколько нужно мужества для того, чтобы просто быть. Вместе с тем мужественно отвечая на вызов, мы больше всего помогаем своим партнёрам. Мы сбрасываем с них невыносимое бремя нашей жажды возвращения в Эдем. Мы будем радоваться вместе с ними, становясь как можно лючше, - разве это не подарок?! И если, совершая своё странствие, мы освобождаем своих партнёров для того, чтобы они оказались в собственном тупике на пути решения задачи, которую поставила перед ними жизнь, только тогда мы больше всего о них заботимся и больше всего их уважаем. Может быть, любовь - самое подходящее слово для такого отношения, хотя светлое время нашей "влюблённости" осталось далеко позади."

(с) Джеймс Холлис. Грёзы об Эдеме. В поисках доброго волшебника.

ППКС.

На мой вкус, предпочтительнее боль индивидуации, чем стыд невоплощения воли бога или, если хотите, инстинкта осознавать.
 
Tags: мысли, осознания, психотерапия, цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments